Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства, мониторинг введения ФГОС, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
В ноябре 2019 года на заседании школьных методических объединений учителей начальных классов, гуманитарного и естественно-математического циклов обсуждался всесторонний анализ результатов ВПР 4-7 классов с целью выявления уровня освоения основных формируемых способов действий (предметных и метапредметных результатов), необходимых для усвоения образовательной программы ООО.
В результате совместной работы педагогами школы были выявлены системные затруднения обучающихся в ВПР: при работе с несплошным текстом, вычленение главной мысли; при решении практико-ориентированных задач, логических задач; при работе с картами, символами, схемами; затруднения при выведении формул; при счетных операциях.
Были предложены следующие пути решения:
- Использовать текущий контроль образовательной деятельности с применением демоверсий банка ВПР
- Систематически (не фрагментарно) включать в содержание уроков задания на работу с информацией, представленной в различном виде (художественных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.)
- Решать учебные и практические задания на основе предметных знаний и умений, а также УУД на метапредметной основе
- При планировании уроков избегать однообразной формулировки заданий, обучать разным способам выполнения заданий, предлагать учащимся объяснять выполнение заданий, доказывать, почему ими выбран тот или иной способ действий.
- Больше внимания уделять обучению осмысленному чтению текста задания (задачи) и неукоснительному выполнению инструкций.
- Разъяснять возможность исправления учащимися самостоятельно выявленных ошибок – показатель сформированности самоконтроля.
Проведенный анализ ВПР направлен на распространение позитивной практики, выявленной в ходе процесса интерпретации результатов внешних процедур оценки качества образования, и на коррекцию выявленных проблем и преодоление негативных тенденций. Данный подход с учетом, например, результатов других исследований, итогов самоанализа ОО, результатов промежуточной аттестации способен обеспечить формирование целостной информационной картины о качестве образования для принятия необходимых управленческих решений
Руководители ШМО
Гаврилова Л.В., Валтышева С.В.
